Авторынок между бумом и крахом: итоги 2008 года
Високосный 2008 год владельцы и производители авто будут вспоминать долго. Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись к показателям 25-30-летней давности. Вместе с тем, отечественный автопром успел в течение года ощутить эйфорию от взлета продаж и стагнацию, вызванную резким спадом во втором полугодии.
К концу 2007 года по динамике роста рынка автомобилей Украина занимала второе место в Европе после Литвы, демонстрируя 46-процентный ежегодный прирост. Та же тенденция сохранилась и в начала 2008 года - спрос на автомобильном рынке Украины, как и темпы развития, демонстрировали стабильный рост.
В апреле Президент Украины Виктор Ющенко и гендиректор ВТО Паскаль Лами подписали Протокол о вступлении Украины в ВТО. В этой связи Гостаможслужба с 16 мая начала применять ставки ввозной пошлины, отвечающие международным обязательствам, установленным Законом "О ратификации Протокола о вступлении во Всемирную торговую организацию". В результате пошлина на все автомобили, ввозимые на территорию Украины, фактически уменьшилась с 25% до 10%, однако точная дата их вступления в силу определена не была.
Уже в мае 2008 года рынок новых автомобилей в Украине продемонстрировал замедление. Хотя общий объем проданных авто (50 тыс. единиц) и был на 18,74% больше, чем годом ранее, по сравнению с апрелем наблюдался спад продаж на 18,5%.
В начале июня автомобильное лобби в парламенте содействовало принятию Верховной Радой Закона о сохранении пошлин на уровне 25% до конца 2008 года. Народные депутаты внесли соответствующие изменения в Закон Украины "О таможенном тарифе в Украине", проголосовав за законопроект N2351-1.
Однако 20 июня Президент Украины наложил на него вето, объяснив свое решение тем, что положения Закона содержат грубые нарушения международных договоренностей Украины.
По времени это совпало с ужесточением кредитной политики банков и ростом ставок по автокредитам, а также значительным ростом цен на бензин и дизтопливо, что оказало достаточно сильное воздействие на рынок, спровоцировав замедление роста продаж. При этом практически все импортеры вынуждены были снизить цены на ввозимые автомобили, что сгладило действие негативных факторов и способствовало стабилизации рынка.
Июль, после довольно непростых первых месяцев пребывания Украины в ВТО, стал для украинского авторынка месяцем "выздоровления". Рынок вновь стал обретать былую динамику роста и почти приблизился к объему продаж 60 тыс. авто. По сравнению с предыдущим месяцем, в автосалонах было реализовано на 14% больше машин. Общая динамика рынка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составила +22,9%. В лидерах оказались те бренды, которые раньше других снизили цены. Этот шаг был рискованным, но, как показывал уже второй месяц, единственно верным. В июне бросились наверстывать упущенное остальные операторы, однако время для некоторых из них было утрачено.
В целом в структуре авторынка сохранялись тенденции предыдущих нескольких лет: рост доли новых иномарок и продолжающееся сокращение долей отечественных авто и импорта подержанных иномарок.
В августе был зафиксирован рост рынка на уровне всего 1,27% по сравнению с показателем годом ранее. На фоне июля продажи сократились на 11,4%. Таким образом, к осеннему сезону авторынок подошел в состоянии стагнации, хотя еще весной демонстрировал феноменальные темпы роста - до 80%. Ситуацию уже не спасали ни скидки, ни акции, ни возросшая рекламная активность дилеров.
В последние месяцы 2008 года ситуация на автомобильном рынке продолжает ухудшаться. Падение платежеспособного спроса вследствие кризисных явлений в экономике и практически прекратившегося автокредитования приводит к снижению объемов продаж. Уже в ноябре средняя реальная ставка по кредитам на новую иномарку составляла 30,58% годовых в гривне, а количество банков, официально предлагающих этот продукт, уменьшилось до пяти. Объемы продаж автомобилей в ноябре упали на рекордные 35%.
По данным аналитиков холдинга "Атлант-М", в связи с тем, что столь глубокое падение рынка не прогнозировалось его участниками, практически все импортеры и дилеры подошли к IV кварталу 2008 года со складами, существенно превышающими потенциал падающего рынка, а цены на автомобили не соответствовали ухудшившимся возможностям потребителей. Следствием этого во многих случаях стал неожиданный спад продаж, затоваривание складов и вынужденное снижение цен.
Если в прошлые годы важнейшим двигателем автомобильного рынка являлся рост доходов населения, развитие автокредитования, страхования и других финансовых услуг, развитие дилерских сетей, сдвиг предпочтений в пользу новых иномарок, то на протяжении последних месяцев 2008 года ситуация полностью поменялась.
Рынок руководствовался другими факторами: агрессивное снижение цен продавцами, негативные ожидания потребителей, вплоть до ожидания коллапса банковской системы (отсюда желание защитить часть своих сбережений от потери за счет покупки автомобиля), а также падение долларовых цен на автомобили из-за их фиксации в национальных валютах, растущая доступность автомобиля для потребителей с долларовой наличностью и ожидание повышения импортных пошлин на иномарки.
Тем временем правительство и парламент разрабатывают ряд законодательных инициатив, касающихся минимизации влияния кризиса на экономику Украины, в том числе на автомобильную промышленность. В частности, Кабмин подал законопроект о повышении втрое налогов с владельцев транспортных средств. Среди прочего, предлагался "антикризисный пакет номер два", в котором, декларировалось повышение ввозной пошлины до 25%.
Кроме того, законопроект N3379 предусматривал временную целевую надбавку к действующим ставкам ввозной пошлины в размере в 12%.
Законопроект N3430 предусматривал продление до 31 декабря 2013 года действия Закона "О развитии автомобильной промышленности Украины".
Также в ВР был передан законопроект, содержащий положения об увеличении действующих ставок акцизного сбора на новые автомобили.
Представители автоимортеров выступили с резкой критикой указанных законодательных инициатив, прогнозируя, в случае их принятия, полное прекращение автоимпорта в Украину и, как следствие, поступлений в госбуджет.
Из всех законопроектов, находившихся на рассмотрении, парламентарии решили узаконить увеличение с 12% до 13% временной надбавки к таможенной пошлине на ввоз импортных авто, повысить акцизы в 2,5-10 раз на транспортные средства, а также увеличить налог с их владельцев.
Принятые законы пока не вступили в силу. Однако, по прогнозам аналитиков "Атлант-М", ситуация на отечественном авторынке в ближайшие месяцы продолжит ухудшаться. Первый квартал 2009 года будет тяжелым не только для автомобильного, но и для всех потребительских рынков, в первую очередь из-за снижающейся платежеспособности населения. Вместе с тем, многочисленные акции автодилеров, которые заметно увеличили свою рекламную активность, могут убедить в необходимости покупки тех, кто давно ее откладывал.
Курсы валют НБУ
- 28-05-2020
- Все курсы НБУ
Количество | Курс | Изменение |
---|---|---|
GBP 100 | 3063.9917 | -13.7951 |
RUB 10 | 3.7817 | -0.016 |
USD 100 | 2514.4111 | -7.7745 |
EUR 100 | 2774.9041 | -20.4342 |
Последние статьи по рубрики "Кризис"
- 25 советов экономии в 2009 году
- Финансовый кризис: неожиданные последствия
- Украинская экономика-2009: какому прогнозу верить?
- Антикризисные решения: Опыт украинских компаний
- Безработица в Украине: выход есть
- Газета Times назвала 10 главных виновников кризиса
- Как правильно пережить банкротство своего работодателя
- Украинский кризис в кредит
- Как украинские банки борются за выживание
- Движемся вперед в прошлое
1