Антикризисные решения: Опыт украинских компаний

Новые украинские реалии заставляют украинских бизнесменов проявлять нестандартные подходы к управлению компаниями. "SystemGroup Украина" столкнулась с повышением закупочных цен на оборудование, вызванное падением курса гривни, однако все-таки сумела найти выход из кризисной ситуации.

"SystemGroup Украина" с 1994 года предоставляет услуги по автоматизации бизнеса на рынках розничной торговли, промышленности, логистики, транспорта и сферы услуг. Часть ее бизнеса связана с импортом. Поэтому начавшийся рост курса доллара в сентябре вынуждал компанию покупать оборудование по завышенной цене. А это предполагало рост расценок и для клиентов компании. В таком положении топ-менеджмент предприятия инициировал разработку программы поддержки партнерского бизнеса (она стала приложением к действующей программе авторизации*, по которой на сегодняшний день с компанией работают 40 авторизированных предприятий по всей Украине). Проект предусматривал комплекс стабилизационных действий, направленных на поддержание планов по развитию дистрибьюторской сети в регионах Украины в 2009 году, а также комплекс действий, направленных на удержание стабильности ценообразования как на продукты, так и на сервисные услуги для клиентов.

Предложенной антикризисной программой поддержки предусмотрен стратегический консалтинг со стороны топ-менеджмента, обучающие программы для персонала партнеров в регионах, бесплатное предоставление маркетинговых исследований и аналитики и т. д. Специальные финансовые условия, которые прописаны в программе, дают возможность партнерам получать дополнительные скидки на различные группы товаров, использовать лизинговые схемы. По итогам каждого месяца "SystemGroup Украина" определяет лидера месяца по выполнению планов, которому будет предоставлять для дальнейшей работы базы данных перспективных клиентов.

"В момент девальвации мы думали не только о себе, мы прежде всего думали о партнерстве, потому что развивать и зарабатывать мы можем только сотрудничая. Для того чтобы привлекать реальные деньги, компания пришла к необходимости поделиться маржой со своими клиентами посредством дополнительных скидок. Взамен партнеры компании начали более активно работать с дебиторской задолженностью, платежами. То есть в нашей компании всегда применяются экономические рычаги влияния на рынок, на взаимоотношения на этом рынке, которые мы выстраиваем", – говорит коммерческий директор "SystemGroup Украина" Виталий Панченко.

Он также рассказал, что данные инициативы были восприняты положительно, о чем говорят финансово-экономические результаты компании. "Мы видим, что нашу программу партнеры начали активно использовать в своей деятельности, применять к своим клиентам. То есть фактически эта программа и этот спектр действий позволили нашим партнерам, и клиентам в том числе, более оптимально относиться к своим затратам и как следствие – за работать больше", – рассказывает Панченко.

Руководство компании убеждено, что в любом деле преступно отворачиваться от своих клиентов и от своих партнеров по бизнесу, потому что это тормозит экономику. Как следствие – поток денег останавливается. И если по экономике нанесен удар девальвацией, рецессией или любыми другими кризисными проявлениями, которые все наблюдают сейчас, но при этом клиент, партнер помогают друг другу, применяя экономические рычаги, то это помогает оживить экономику, возобновить денежные потоки.

"По анализу текущей ситуации девальвационные скачки будут наблюдаться в течение весны – начала лета 2009 года. Чтобы избежать тупиковых ситуаций, мы будем работать с ценой, с кредитной политикой, работать правильно с дебиторской задолженностью. Но при этом мы не забываем о развитии. Считаю, что это неправильно, если сейчас какая-то компания будет прилагать все усилия только к тому, чтобы сохранить заработок, и бояться инвестировать в проекты, которые она развивала раньше. Мы не будем замораживать свои планы, поскольку в противном случаем рискуем потерять эти инвестиции. Ведь общеизвестно: если инвестиции замораживать, когда проект в развитии, то часть денег будет безвозвратно потеряна, так как нельзя потом выйти на этот же уровень за такое короткое время", – говорит коммерческий директор компании.

В SystemGroup 2009 год воспринимают как год реформирования, призванный сделать работу более эффективной на всех уровнях. Поэтому в данный момент здесь нацелены на отладку внутренних бизнес-процессов, уменьшение бюрократии, повышение скорости обслуживания клиентов, сокращение сроков по логистике со всех направлений импорта компании. Во главу угла поставлено качество обслуживания клиентов.

*Программа авторизации была разработана SystemGroup в 2003 году, действует в рамках Национальной программы партнерства. Партнеры имеют ряд преимуществ перед другими игроками рынка и работают с "SystemGroup Украина" в статусах дистрибьютор и/или интегратор, дилер.

Источник: Дело