Как на кризисе карьеру построить

Кризисы уничтожают неэффективные бизнесы и избавляются от неэффективных работников, а эффективным дают шанс развиваться.
Стремительную карьеру в условиях кризиса сделать могут только единицы, но вот заявить о себе и заложить фундамент успешной карьеры под силу каждому. Благодаря профессионализму, решительным действиям и работе на износ. Кризис - звездный шанс заявить о себе для тех, кто считал себя недооцененным. И не только для них. На что делать акцент, чтобы сделать карьерный рывок в неблагоприятных рыночных условиях.

Минус скромность, плюс полезность

Громкое имя - один из залогов успеха менеджера во время кризиса. Сделать себе его можно, избавившись от порока под названием "скромность". "Основной негативной особенностью такого скромного поведения является необоснованная уверенность в том, что профессиональные успехи заметны на рынке без дополнительных усилий", - комментирует Андрей Кардаш, глава представительства компании Wаrd Howell в Украине.

Его рецепт прост - прочь молчанку и замкнутость, повышайте PR-активность, дружите с журналистами, рассказывайте о своих успехах. Однако это правило срабатывает в основном для топов, поскольку слухи распространяются через СМИ, и о достижениях линейного менеджера в изданиях вряд ли будут писать, если не одно "но" - активное и решительное противодействие провалу. Удачная иллюстрация - пример Виталия Ванцева, совладельца московского аэропорта Внуково, который недавно возглавил антикризисный штаб по ситуации авиакомпании "ЭйрЮнион".

Напомним, что "ЭйрЮнион", акционерами которой являются братья Абрамовичи, находится на грани банкротства, и сейчас на ее базе планируется создание новой всероссийской авиакомпании. А место председателя правления нового холдинга, как стало известно, должен занять все тот же Виталий Ванцев. Если бы не коллапс Абрамовичей, раздутый в прессе, частный акционер Внуково никогда не стал бы топ-менеджером крупнейшего авиахолдинга.

Также символом наступающего времени бизнес изберет "полезность". В условиях кадрового голода собственники смотрели на качество работы сквозь пальцы. Ошибки в стратегии, откровенное отсутствие лидерских качеств у руководителей и завышенная самооценка компенсировались сравнительно дешевыми и легкодоступными деньгами, перевыполнением планов продаж, экстремальным ростом рыночной капитализации и общей эйфорией. В компании Ward Howell обращают внимание на то, что время пустых слов проходит, и если на данный момент повального сокращения высшего менеджмента не наблюдается, то весной тенденция может развернуться в противоположную сторону. Особенно после того, как компании утвердят на 2009 год откорректированный бюджет и придется действительно работать, т. е. все делать с еще большей пользой.

"Работодатели будут как никогда чувствительны к уровню квалификации своих сотрудников и лояльности, которую они готовы проявлять по отношению к компании. Эту аксиому необходимо принять специалисту любого уровня, если он или она планируют быть востребованным профессионалом", - соглашается с коллегами Марина Маковий, генеральный директор HeadHunter (HH.UA).

Жесткость + нестандартное мышление

Решившись укротить кризис, нужно помнить, что он благоволит к жестким людям с активной жизненной позицией, предприимчивым и гибким, которые смогли отказаться от шаблонного мышления. "В условиях кризиса от управленца требуется жесткость в хорошем смысле этого слова - when going gets tough, then tough gets going", - говорит Андрей Кардаш.

Многие работодатели сегодня заинтересованы в привлечении таких tough управленцев. Именно это качество позволит эффективно управлять компанией в условиях лимитированных бюджетов, недружелюбной конкурентной среды, ограниченного доступа к источникам финансирования и падения потребительского спроса, другими словами, в условиях атмосферы агрессии и общего недоверия на рынке.

Главное, чтобы эта жесткость не имела деструктивных последствий для развития компании. "Если жесткость основана на сугубо авторитарном стиле руководства и включает в себя, например, пренебрежение этическими стандартами ведения бизнеса, то ни о каком win-win речи быть не может, - продолжает Кардаш. - Надо понимать, что кризис - дело временное, и здесь важна не только тактическая победа, но и верный стратегический фокус".

Критерии успеха в кризисный период

Зачастую в условиях кризиса успехом для менеджера является не принесение баснословных прибылей, а элементарное удержание компании на плаву. "Я считаю, что человек, который ставит задачу сделать себе карьеру в период кризиса, никогда с ней не справится, потому что выиграть от кризиса может только тот, кто уже имеет имя, - продолжает Оксана Горилей, директор компании "ITT Консалтинг". - Речь идет о сформированной личности с достаточно четкими знаниями и пониманием ситуации, имя которой означает многое для ее коллег и подчиненных". В памяти еще свежо воспоминание о бизнес-подвиге Джона Тейна - генерального директора инвестиционного банка Merrill Lynch, спасшего в сентябре свой банк от краха, а акционеров от разорения.

Тейну удалось в течение рекордно быстрого срока (двух дней) заключить сделку о продаже компании за $50 млрд. Bank of America, который находился в более устойчивом положении, чем любой из инвестбанков США. Такой ход позволил не только не допустить распада бизнеса, но и сохранить значительную часть его стоимости. Договариваясь о сделке, Джон Тейн ни разу не поднял вопрос о своем карьерном будущем. Такая преданность интересам акционеров наравне с профессионализмом и готовностью идти на риск, помогла создать вокруг Тейна ореол "святости" и всеобщего признания.

Стечение обстоятельств

Помимо профессионализма, решительных действий, инноваций и заявленной репутации существует составляющая, без которой все мечты "схватить кризис за хвост" так и останутся мечтами. Это судьба, удача, стечение обстоятельств - как кому нравится. Одним словом, нужно оказаться в нужном месте в нужное время.

Подобные истории сегодня не редкость. "Ведь все те бизнесы, которые начинались до 1998 года, а сейчас выросли в большие компании и есть примерами тех компаний, которыми управляют очень грамотные и талантливые менеджеры. Им удалось провести свои компании через смутное время", - говорит Юлия Плиева, генеральный директор компании Apple Consulting. Один из показательных примеров - опыт компании Talan Communications. Она начала свою деятельность именно в октябре 1998 года, когда кризис был в самом разгаре. Как оказалось, чрезвычайно удачно: большие бюджеты с традиционных медиаканалов были сняты, но продавать товар, особенно местным производителям, было необходимо, и большая часть рекламных бюджетов перешла в промоакции в точках продаж.

"В те годы мы продержались на промоакциях Interbrew (Taller и "Черниговское"), UMC и Pepsi, у которых было местное производство, и товар надо было продавать в любом случае", - рассказывает Иветта Деликатная, создатель Talan Group. Уже в 2001 году Talan вышел на международный уровень, присоединившись к всемирной сети Proximity. В разгар "оранжевой" революции Talan выделил агентство полевого и трейд-маркетинга Clever Force, годом позже - PR-агентство Pleon Talan, превратившись в группу компаний со штатом более 100 сотрудников (в 1998-м их было шесть).

Таким образом, тем, кто хочет перепрыгнуть не только своих коллег по цеху, но и обхитрить сам кризис, воспользовавшись им как толчком для головокружительного успеха, нужно понимать, что дороги назад не будет. Рискнувшие обретут славу и деньги либо потеряют все. "Кризис как увеличительное стекло, через которое неправильные решения будут казаться еще неправильнее, и реакция на них будет еще острее, а правильные решения будут казаться неимоверно правильными и слава будет громче и больше", - говорит Наталия Тырка, HR-директор компании Foyil Securities.

Елена Грищук, директор рекрутинговой компании "Форсаж":

От кризиса выиграют профессиональные кризис-менеджеры в любых секторах экономики. Это грамотные специалисты, умеющие быстро принимать верные решения, формировать оптимальную антикризисную команду и брать ответственность за принятые решения; аналитики, специализирующиеся в вопросах макроэкономического анализа, экономической безопасности, риск-менеджменте и бизнес-прогнозах; менеджеры по продажам - компании меньше денег будут тратить на рекламу и предпочтут работать с потребителями напрямую; директора по персоналу - стратеги, которые позволят компании корректно провести сокращения и минимизировать затраты на персонал.

Андрей Кардаш, глава представительства компании Ward Howell в Украине:

Звездное время для двух типов бизнес-функций: отвечающих за ресурсный контроль и отвечающих за управление рисками. Будут востребованы бюджетные контролеры, специалисты, которые смогут создавать и внедрять бюджетную процедуру, работающую на эффективность бизнеса. Наконец-то появится возможность по-настоящему проявить себя функции управления человеческими ресурсами. В центре растущей активности будет юридическая функция. Здесь кризис смещает акценты в сторону роста задач, связанных с судопроизводством. Продолжится период тяжелой работы у специалистов по сопровождению M&A.

Елена Вольская, управляющий партнер, директор компании EBS:

Кризис - это хорошее испытание для компаний, поскольку именно самые стойкие и умные смогут выжить. Кризис - это то состояние окружающей среды, где каждый может понять, чего он на самом деле стоит и чего стоит его команда. Думаю, что специалисты от кризиса не выиграют. Скорее всего, никакие специалисты не выиграют от кризиса. Мне даже трудно сейчас предположить, какого рода спекулянты выиграют от кризиса. Речь может идти только о том, кто меньше проиграет, а не кто больше выиграет. И даже такие прогнозы сейчас давать сложно.

Александр Полянчук, директор компании Alex Polin International:

Полагаю - это кризис-менеджеры. При создавшейся ситуации кризиса ликвидности и ограничения кредитных средств цель компаний - мобилизация внутренних ресурсов, анализ бизнес-процессов и создание оптимальных решений для дальнейшего развития бизнеса. Как первую категорию можно выделить большую тройку - компании по стратегическому консалтингу. Вторая категория - это небольшие нишевые компании, которые занимаются антикризисным управлением. Первых могут привлечь для консультаций по вопросам оптимизации бизнеса в целом, реструктуризации бизнес-единиц. Вторые на микроуровне могут внедрять антикризисные программы, закрывая узкие проблемные места бизнеса.

Сергей Сергиенко, управляющий партнер украинского офиса CB Richard Ellis:

На плаву останутся те специалисты, которые являются настоящими профессионалами своего дела. Ведь рано или поздно кризис пройдет, поэтому компаниям даже в условиях нестабильной экономической и политической ситуации важно оставить наиболее квалифицированный персонал, способный возобновить работу тех или иных направлений, когда тому будет способствовать бизнес-среда. Вопрос, каких специалистов кризис коснется наименьшим образом, невозможно рассматривать без привязки к отрасли. Меньше пострадают отрасли, приближенные к повседневной жизни, такие как FMCG рынок. Соответственно, легче будет тем специалистам, которые работают в них.

Виктория Семененко, управляющий партнер группы компаний Maxximum:

Я считаю, что сейчас значение мирового финансового кризиса немного преувеличено в силу того, что накладывается политическое противостояние, поэтому всем без исключения стоит не поддаваться панике и не нагнетать ситуацию, ведь любое испытание - это повод усовершенствоваться и двигаться вперед. Ну и, конечно же, это время "Ч" для динамичных и гибких, которые сумеют правильно воспользоваться ситуацией и заполнить свободные ниши рынка после кризиса.

Источник: http://www.investgazeta.net/