Политика и капиталы

2 сентября первый вице-премьер Российский Федерации Игорь Шувалов призвал ужесточить режим свободной торговли с Украиной. При этом, официальная причина была названа как возможное вступление Украины в ВТО. Примерно одновременно, российские власти выразили недовольство по поводу, по их словам, про-западной позиции Украины по отношению к Русско-Абхазско-Грузинскому конфликту. Становится вопрос: насколько два эти события взаимосвязаны и, в более общем смысле, насколько связаны политические и деловые отношения между двумя странами?


Исторически, Украина и Россия имели тесные торговые отношения. Общий язык, культура и наследие общей советской экономической системы помогли естественному образованию близких деловых отношений между странами. Так, по данным Госкомстата, поток инвестиций из России в Украину в 2007 составил $1,34 млрд., импорт товаров в январе-октябре 2007 г. - $13,7 млрд. (или 28,3% общего импорта), экспорт украинских товаров в Россию - $10,3 млрд. (или 25,8% всего украинского экспорта). В банковском секторе, российский капитал составляет 20% (2,389 млн. грн.) - первое место среди нерезидентов (данные НБУ).


Интересно, что Россия сама рассматривает развитие российского бизнеса в Украине как инструмент экспансии и продвижения своих политических и национальных целей. Как без обиняков заявила "Российская газета" в июне этого года в статье "Про Украину", "(политически) влиять можешь лишь там, где присутствуешь. Поэтому в сложившихся условиях (про-НАТОвской политики "оранжевых") важным направлением российской политики... должна стать экспансия российского капитал в Украину, пока ещё для этого есть возможности. Это способствовало бо привязке её экономики к российскому бизнесу...". Такая точка зрения имеет под собой основания: страны тесно сотрудничающие экономически действительно часто призваны считаться друг с другом в политических вопросах. Особенно это заметно, если эти страны находятся в разных весовых категориях и "младший брат" чувствует на себе давление "старшего" (это происходит в полной мере с США и Канадой).


Однако, существует и иное мнение, более присущее украинцам чем россиянам - что капитал "безнационален" и оперирует по законам иным, нежели политическим. То есть, на первый взгляд, бизнес и националистические интересы могут быть связаны, но, если приглядеться ближе, то те, которые непосредственно ведут бизнес, руководствуются принципами доходности, окупаемости и т.п. Иными словами, деньги циничны и работают по "холодным" правилам бизнеса, а не эмоционально заряжённым националистическим. Так Coca Cola и IBM тесно сотрудничали с нацисткой Германией (на приборах IBM печатались идентификационные карточки для заключённых концлагерей), но это не помешало Соединённым Штатам Америки открыто противостоять Германии на политическом фронте. Россия и Естония также переживают трудные политические моменты, но имеют хорошее взаимопонимание на уровне бизнеса.


Капитал играет по правилам страны, в которую он пришёл. Поэтому, если доля российского капитала продолжит увеличиваться в Украине, это не означает, что Россия наведёт тут свой порядок (тем более, что что часть российского капитала в Украине достаточно мала - см. выше). Пока бизнесменов интересуют деньги, они будут играть по законам бизнеса.

Источник: banker.ua