АУБ против нарушения банковской тайны

Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко обратился к Главе парламентского Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николаю Азарову и Главе Комитета по вопросам бюджета Николаю Деркачу с обоснованием нецелесообразности включения органов государственной контрольно-ревизионной службы к перечню органов, которые имеют право во внесудебном порядке получать информацию, которая представляет банковскую тайну.

Как уже сообщалось, такие изменения предложено внести законопроектом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно укрепления финансово-бюджетной дисциплины ” № 2329.

В АУБ убежденные, что реализация этой законодательной инициативы существенно повысит риски утечки информации, которая представляет банковскую тайну, и в целом отрицательно повлияет на взаимоотношения с клиентами и эффективность деятельности банков и банковской системы в Украине в целом. Кроме этого, предложенные изменения приведут к увеличению нагрузки на банки и расширение в связи с этим должностных обязанностей работников, документооборота и материальных расходов банков.

Как подчеркивают в АУБ, действующий порядок получения органами государственной контрольно-ревизионной службы информации, которая представляет банковскую тайну по решению суда, не только не усложняет процедуру проверки, а наоборот обосновывается законностью и потребностью получения необходимой информации. Изменять его нет необходимости.

Кроме того, действующая редакция Закона на сегодня в полной мере предоставляет возможность передачи КРУ информации о банковских операциях лица, относительно которого осуществляется контролирующие мероприятия, на письменный запрос, или с письменного разрешения владельца такой информации.

Также в АУБ считают, что упомянутые изменения в предложенной редакции повлекут за собой ряд правовых коллизий. Так с указанного законопроекта не понятно, на основании какого документу и за какой именно промежуток времени банки должны будут предоставлять информацию относительно операций по счетам подконтрольных органам государственной контрольно-ревизионной службы юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Не является понятным, каким образом банк должен быть уверен, что к юридическим лицам и физическим лиц-предпринимателям, относительно которых спрашивается информация, будет проведено контрольное мероприятие и к чему может требоваться предоставление такой информации за 30 дней к его проведению. Также в предложенной редакции статьи 62 отсутствующее уточнение относительно разновидности контрольного мероприятия, которое должно быть проведено.

По словам Президента АУБ, указанные коллизии и неопределенность включают в себя повышенный риск злоупотреблений со стороны работников контролирующих органов, связанных со сбором и использованием полученной информации, которая содержит банковскую тайну. Это может отрицательно отразиться на отношениях с клиентами, на доверии клиентов относительно услуг, которые предоставляются банковскими учреждениями. Учитывая это в АУБ настаивают на нецелесообразности включения органов государственной контрольно-ревизионной службы к перечню органов, которые имеют право во внесудебном порядке получать информацию, которая представляет банковскую тайну.

Источник: АУБ