Строймаркеты готовятся к трудным временам

Снижение динамики продаж, которое с начала осени наблюдается в строительных супермаркетах, еще не является катастрофическим. Самый сложный период ожидает ретейлеров через полгода
Строительные супермаркеты одними из первых ощутили последствия стагнации на рынке недвижимости. Специализированных строительных ретейлеров кризис застал врасплох: оказалось, что некоторые игроки совсем к нему не готовы и вынуждены покинуть рынок


В 2007 году объем реализации строительных материалов только через киевскую специализированную строительную розницу составил свыше 1 млрд. грн.

До застоя на рынке недвижимости основными факторами, сдерживающими развитие строймаркетов в Киеве, являлись острый дефицит и дороговизна земельных участков, пригодных под строительство супермаркетов DIY. Стимулом для развития сетей DIY-магазинов была высокая доходность этого вида торговли. Окупаемость таких магазинов в Киеве составляла четыре-пять лет, в регионах — шесть-семь. Объем инвестиций в открытие одного строительного супермаркета стартует от $3–5 млн. При этом себестоимость земли при условии покупки земельного участка в конечном проекте в Киеве была 25–30%, тогда как в регионах этот показатель равнялся всего 10–15%. По расчетам сети строительных супермаркетов «Новая линия», магазин площадью 10 тыс. м2 обслуживает до 120–150 тыс. человек. Соответственно емкость столичного рынка должна составлять не меньше 30 крупных строительных супермаркетов. На сегодняшний день реальная потребность в супермаркетах формата DIY в Киеве удовлетворена всего на 50%. (Для сравнения: в Праге с населением 1,1 млн. чел. в сегменте DIY работает 15–18 супермаркетов, а в Варшаве с населением 1,7 млн. чел. — 20.)

РЕТЕЙЛЕРЫ уходят

Как стало известно «k:», львовское ООО «НПП «Эрго», один из крупных игроков рынка по продаже стройматериалов в Западной Украине, отказалось от дальнейшего развития собственной сети строительных супермаркетов. До закрытия розничного направления в состав «НПП «Эрго» входило восемь супермаркетов двух сетей, расположенных во Львове, Луцке, Ивано-Франковске и Трускавце. До 2010 года компания намеревалась открыть еще 15 новых магазинов. Однако сейчас принято решение сосредоточиться на оптовых поставках импортных стройматериалов и их дистрибуции. Именно с этого направления компания начинала свою деятельность на рынке стройматериалов в 1998 году. Подробности, связанные с закрытием супермаркетов, в компании не разглашают.

Операторы строительного ретейла считают, что отказ от развития строймаркетов НПП «Эрго» и других игроков повлияли, в частности, негативные прогнозы по развитию рынка недвижимости. Так, пересмотрела свои планы по экспансии в Украину эстонская сеть DIY-строймаркетов Bauhof (DIY — английская аббревиатура Do It Yourself, «сделай это сам»). Вместо широко анонсированного открытия 16 строительных супермаркетов до 2013 года Bauhof 1 ноября закроет свое дочернее предприятие в Киеве. Как сообщил директор Bauhof Ukraine Алексей Ревин, компания активно вела переговоры и находилась уже на стадии подписания договоров по трем новым магазинам — в Одессе, Донецке и Полтаве. «После того как совет директоров принял решение об уходе с украинского рынка, все переговорные процессы пришлось остановить», — отметил он. Ревин не исключает, что компания, возможно, еще вернется в Украину, но не раньше чем через полтора-два года.

ИГРОКИ НЕ СПЕШАТ

Замедляют темпы развития и отечественные компании — лидеры строительного ретейла — сети супермаркетов «Новая линия» и «Эпицентр К». Например, «Эпицентр К» выполнил планы по открытию новых магазинов во втором полугодии 2008 года только на 50%, открыв только четыре из обещанных восьми строймаркетов. А «Новая линия» и того меньше — вместо заявленных пяти магазинов за десять месяцев текущего года компания осилила открытие лишь одного — в Запорожье. Правда, руководитель рекламного отдела этой сети Сергей Новиков пообещал, что в самое ближайшее время будут запущены в эксплуатацию еще три строительных супермаркета — в Ужгороде, Харькове и Кременчуге.

Руководитель проекта Profitek в Украине, возглавляющего одноименные строительные центры в Киеве и Днепропетровске, Дмитрий Захарченко отмечает, что стратегия развития СЦ Profitek также будет откорректирована. Ранее предполагалось в течение ближайшего времени открыть еще два строительных центра. «Теперь мы более внимательно присмотримся к рынку и к регионам, в которых собирались открывать наши предприятия», — уточнил он.

Тормозится развитие и другой немецкой DIY-сети — Praktiker. Кроме открытия в 2007 году единственного строительного гипермаркета в городе Макеевка (Донецкая обл.), компания не запустила больше ни одного нового магазина. Хотя обещала до конца 2008 года «разрастись» еще на четыре гипермаркета. Замедление темпов экспансии связано, в частности, с несвоевременным вводом в эксплуатацию одного столичного торгового центра, где планировал обосноваться гипермаркет Praktiker.

Кризис хоть и скорректирует планы инвесторов, но не отобьет у них желание развивать строительный ретейл. Так, управляющий директор консалтинговой компании Re&Solution Ланецкий приводит пример четвертого по величине мирового оператора строительного ретейла — немецкой сети гипермаркетов OBI, которая в середине октября открыла свой первый гипермаркет по продаже товаров для дома и строительства (формата DIY) в торгово-развлекательном центре «Дафи» в Харькове. Кстати, партнером по развитию немецкой сети гипермаркетов OBI в Украине стал один из акционеров ЗАО «ПриватБанк» Геннадий Боголюбов.

Второй магазин этой сети будет открыт в Мариуполе в ноябре текущего года, запуск третьего гипермаркета запланирован на начало 2009 года в Одессе. Размер инвестиций, которые вложенных в первые три магазина, — порядка 20 млн. евро. Хотя ранее OBI озвучивала другую цифру инвестиций в украинскую строительную розницу — не менее 100 млн. евро. Как отметила PR-менеджер представительства OBI в Украине Ольга Молокович, в будущем (не уточнив, правда, в каком именно году. — Авт.) компания намерена открыть по второму магазину в Одессе и Харькове, а также гипермаркеты в Киеве, Донецке, Николаеве, Днепропетровске, Симферополе, Черкассах и Херсоне.

По словам Александра Ланецкого, все еще присматриваются к строительному ретейлу немецкая сеть Bauhaus и французская Leroy Merlin. «Эти компании имеют хороший финансовый запас прочности. К тому же в отличие от OBI и Praktiker, концепция которых предусматривает аренду площадей, они готовы покупать земельные участки для строймаркетов», — комментирует он. Снижение цен на землю может простимулировать компании к скорейшему выходу на украинский рынок.

ПРОДАЖИ ПАДАЮТ

Более конкретные прогнозы в отношении строительного ретейла аналитики опасаются сейчас делать. По их мнению, кризис на рынке еще не достиг «дна». Пока что снижение темпов роста продаж, которые ощутили строймаркеты, не является критическим. «Осенью мы ожидали хорошего прироста продаж. Вместо этого в середине сентября наступил перелом — наши продажи замерли. «В минус» мы не выходим, но и роста продаж в течение последних двух месяцев тоже не наблюдается», — говорит Дмитрий Захарченко. Снижение продаж происходит из-за замораживания крупных инвестиционных проектов строительных компаний. Именно поэтому основной выторг сейчас осуществляется за счет частных застройщиков (владельцев квартир, домов и коттеджей). «Благодаря «частникам» небольшие строительные компании и стройбригады обеспечены сегодня работой, а строймаркеты — объемами продаж», — рассуждает Александр Ланецкий.

Поскольку тенденции на рынке недвижимости оказывают влияние на розничные продажи стройматериалов в среднем через полгода, то ретейлеры ожидают существенного снижения объемов продаж строймаркетов к концу текущего года — началу следующего. «Если инвестиции в новые объекты значительно сократятся, то строительная розница в большем масштабе почувствует негативные последствия застоя на рынке недвижимости в начале следующего ремонтного сезона — в марте-апреле 2009 года», — прогнозирует директор по маркетингу строительных супермаркетов «Олди» Вячеслав Бондаренко. Именно этот период и станет переломным для развития рынка.

Источник: Комментарии