Кризис отменит новогодние елки и повышение зарплат

В условиях финансового кризиса, который с каждым днем затрагивает все больше отраслей, компании вынуждены принимать меры по сокращению расходов. В том числе касающихся персонала.
Так, в «Промкабель-Электрика» решили отказаться от пересмотра зарплат сотрудников два раза в год и не тратиться на обучение персонала. «Мы очень сильно зависим от строительного рынка, и на нас сказываются замораживания строительных объектов, — говорит Ольга Щербина, директор по персоналу компании «Промкабель-Электрика». В компании уверены, что сотрудники относятся к последствиям кризиса с абсолютным пониманием. Расставаться со своими сотрудниками «Промкабель-Электрика» не планирует. «Лучше отложим обучение, попросим некоторых сотрудников пойти в отпуск чуть раньше, чтобы они не бездельничали», — говорит Щербина.

В чьи двери скоро постучит кризис

Возможность сокращения затрат на обучение персонала и зарубежные стажировки допускают в группе компаний «Сван». «Но долгосрочное обучение для топ-менеджмента мы будем продолжать», — уточняет Татьяна Рашина, директор по персоналу «Сван». По ее словам, в самой критической ситуации компания пойдет на уменьшение фонда оплаты труда. Узконаправленных специалистов, например главных технологов, задействованных в инвестиционных проектах, будут привлекать к другим проектам.

На обучении персонала планируют сэкономить и в банках. Александр Кучеренко, директор департамента обучения и развития персонала Райффайзен Банка Аваль, отмечает: «Часть учебных программ можно перевести во внутреннюю систему обучения». Банк намерен купить технологию и обучить своих тренеров.

А значит, кризис неминуемо постучит в двери компаний, зарабатывающих на тренингах.

Татьяна Подобедова, директор по персоналу группы компаний «Герц» (Донецк), убеждена, что командообразованием в коллективе в условиях кризиса можно заниматься и без огромных затрат. «Поездка в лес за грибами всем коллективом обойдется буквально в 2 тысячи гривен, — говорит она. — А может ли это сплотить коллектив? Еще как!»

Нет фейерверкам!

Экономить компании также планируют на корпоративных мероприятиях, в частности на праздновании приближающегося Нового года. Сократить затраты на новогодний корпоратив собираются, например, в фармацевтической компании Health Promotion. Вместо грандиозного праздника, который был запланирован ранее, теперь для сотрудников готовят малобюджетное мероприятие. Часть денег на корпоратив выделит компания. Остальные расходы — за счет личных средств сотрудников. «С одной стороны, хочется на новогоднем празднике поднять в коллективе настроение, — говорит Марианна Щиголева, HR-менеджер Health Promotion, — а с другой — важно при этом найти баланс. Чтобы не получился пир во время чумы. Потому что люди порадуются фейерверкам в небе и в то же время могут задуматься, сколько же они из-за этого фейерверка недополучили...»

Экономия на подборе персонала

«Киевская инвестиционная группа» уже перестала издавать корпоративный журнал, а при обострении кризиса в будущем готова пожертвовать расходами на подбор персонала. «Эти расходы можно сократить, — говорит Владислава Рутицкая, директор департамента по управлению и развитию персонала компании, — перестав активно проводить рекламную кампанию, что делаем сейчас для позиционирования бренда работодателя».

Менеджеры по персоналу отмечают, что в последнее время число соискателей на рынке труда увеличилось. Особенно банковских специалистов, юристов и строителей. «За последние две недели резюме от соискателей стало поступать значительно больше, — утверждает Александр Кучеренко, директор департамента обучения и развития персонала Райф-файзен Банка Аваль. — К тому же изменилась ситуация с зарплатными ожиданиями претендентов. Если раньше они твердо настаивали на своей определенной сумме, то сейчас готовы соглашаться на наши условия».

Татьяна Рашина отмечает, что в Черкассах, где находится главный офис компании «Сван», в некоторых местных фирмах уже сократили персонал. Уволенных сотрудников руководство предлагает другим черкасским компаниям.

В компанию «Сван», по словам Рашиной, в последнее время начали обращаться черкасчане, которые сейчас работают в Киеве. Предчувствуя возможные проблемы в киевских компаниях, они готовы возвратиться в Черкассы и рассматривать предложения местных работодателей.

А вот в сфере FMCG (товаров массового потребления) количество рабочей силы на рынке труда пока остается стабильным. «Сокращений персонала не было, поэтому мы не видим, что стало больше специалистов», — говорит Филипп Рыбаков, директор по персоналу JTI.

Источник: Дело