Из-за кризиса украинцы теряют работу

Финансовый кризис особенно сильно «ударил» по металлургам, строителям и финансистом.
Непростые времена настали у строителей. Рабочие о своих проблемах говорят неохотно. Те, кто находится в бесплатном отпуске, боятся «светиться», мотивируя тем, что они еще надеются договориться со своим работодателем. «Если вам какой строитель скажет, что все гладко, не верьте, врет. Я раньше шабашил в России, сейчас — в Украине. Ребята много чего интересного рассказывали: то премию урежут, то сверхурочные отработают, то вообще без зарплаты сидят. Ладно, если официально трудоустроен, как-то можешь решить свои проблемы. А если работаешь в черную? — рассказал сварщик Игорь Косинов. — Вот последние месяцы совсем нелегко. Человека как проще всего уволить? Заставить написать заявление по собственному желанию, и проблем никаких!»

Между тем некоторые директора-строители не просто отправляют в бесплатные отпуска своих подчиненных, а сами уходят в отпуск за свой счет. Таким путем пошел председатель правления ОАО «Криворожжилстрой» Виктор Геночкин. «Сейчас на предприятии сейчас работает порядка 300 человек. Объем у нас значительно снизился. Вот недавно пришлось отправить в отпуск около 20 отделочников. В ноябре настанет очередь инженеров. Мои заместители и главный инженер собираются за свой счет тоже в ноябре. И если по госзаказам никаких проблем пока нет: оплата приходит вовремя, то крупные предприятия и ГОКи задерживают проплаты. Раньше оплачивали 100%, сейчас на уровне 30—50%. Промышленники обещают расплатиться, но позже», — разъяснил Геночкин.

ФИНАНСИСТЫ. По ком финансовый кризис проехался особенно жестоко — это по работникам инвестиционных компаний, которые торговали акциями. Проблемы на фондовом рынке начались еще весной, а к настоящему времени штаты сокращены уже на 2/3. Оставшихся лишили бонусов, которые иногда превышали 70% заработка.

Под вопросом и благополучное будущее у банковских работников. Пока большого числа увольнений нет, но эксперты прогнозируют, что лишенные источников финансирования и ограниченные в кредитовании, банки будут вынуждены сокращать сотрудников. По словам директора агентства по трудоустройству «Ukrainian business resources» Сергея Василика, уже сейчас на 30—40% увеличилось число людей, которые ищут работу и значительная часть из них — банковские работники и строители.
Иван, 37 лет, вальцовщик, Макеевский металлургический завод: «Я пришел на комбинат в 2006. Тогда мне обещали, что у завода очень большое будущее. Работал вальцовщиком на проволочном стане. Заработная плата была до 3 тысяч гривен в месяц, да плюс коэффициенты за выполнение плана, экономию энергоресурсов и т.д. Набегало доплат за месяц до трети заработка. То есть 4 тысячи чистыми получал. Но когда в этом сентябре стан остановили, меня перевели в подсобные рабочие. То двор подмести, то гайку поднести. Какая будет заработная плата — не знаю, еще не получал. Но больше 1,5 тысяч чистыми не получу. Вообще настроение нерадостное. Самое главное — никто не может сказать, насколько этот кризис. Все слухами переполнено.

Одно дело — на месяц, другой дело — на годы. А ведь у меня «горячая» профессия, то есть от стажа на ней зависит и пенсия. А вдруг за это время назначат переквалификацию? Работающие вальцовщики ее пройдут. А я что — пролетаю? Еще летом меня угораздило взять кредит на авто на пять лет — $150 в месяц платить надо. Хорошо хоть собственное жилье в Макеевке есть.

На руках жена, она работает, правда, и ребенок в школу в первый класс пошел. В Мариуполе, знаю, многие металлурги в сезон хотя бы рыбой перебиваются. Ловят и себе на прокорм и на продажу. А у нас как семье помочь прокормиться? В общем невесело сейчас мне, прямо скажем».

Эксперты предупреждают, что в ближайшее время ждать облегчения не стоит, тут в ход идет простая арифметика. По данным Союза доменщиков, заработные платы составляют не менее 20—22% от себестоимости украинской металлопродукции. «В условиях остановки металлургических предприятий зарплаты становятся основными расходами, которые несут металлурги, — поясняет директор Союза доменщиков Владимир Терещенко. — Сокращение всеми меткомбинатами трети сотрудников позволит снизить издержки до конца года на $120—135 млн».

«ЧУВСТВУЮ СЕБЯ, КАК 15 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, ОПЯТЬ ЗА БАРАНКУ»

Бывший москвич Борис Гладкой эмигрировал в США в 1994-м в возрасте 16 лет. За пятнадцать лет жизни в США он сколотил свой небольшой частный бизнес по перевозке грузов. Уже в конце прошлого года доходы компании Бориса стали стремительно падать: «Ипотечный кризис беспощадно ударил по бизнесу перевозок, — объясняет мужчина, — люди перестали покупать дома, переезды и перевозки сократились». К маю нынешнего года компания Бориса обанкротилась, а ему самому пришлось переквалифицироваться в брокеры по перепродаже выставленных на аукцион за невыплату долгов домов.

Однако к августу стало ясно, что и брокерский бизнес постигает участь бизнеса перевозок. Домов на продажу становилось все больше, а клиентов, желающих их приобрести все меньше. «Бывший партнер по перевозкам попытался быть дистрибьютором русской водки в США. Позвал меня, но хорошо, что я не пошел, партнер «вылетел в трубу». Ну кто в Америке, кроме бывших русских, пьет водку?» — шутит мужчина, отправляясь как наемный дальнобойщик в свой рейс. «Чувствую себя, как 15 лет тому назад, опять за баранку», — грустно говорит мужчина.

ИСЛАНДИЯ. Финансовый кризис основательно потрепал всегда благополучную Исландию. Инженер городских коммуникаций из Рейкьявика Самуэль Петурссон рассказал «Сегодня», по его словам, «классическую для сегодняшней Исландии историю».

«Один мой приятель примерно год назад нашел работу в одном из крупных исландских банков. Он только закончил учебу и занял денег. Вместе со своей девушкой они купили квартиру по иностранному кредиту. У приятеля был старенький Фольксваген Гольф и, собственно, менять он его не собирался. Но на новой, престижной работе над парнем подшучивали из-за не отвечающего статусу авто. Приятель повелся на насмешки и купил на свою голову новенький БМВ, тоже по иностранному кредиту. А осенью, как и многие работники исландских банков, потерял работу. В это же самое время резко упала крона и выплаты по кредиту за квартиру и автомобиль возросли в разы. Я не знаю, как он будет искать себе новую работу, но если он найдет место с меньшей зарплатой, что была в банке, то у парня будут большие проблемы.

Ну а самый яркий наш пример пострадавшего от финансового кризиса это Бубби Мортенс — рок-звезда национального масштаба, культовая личность. Год назад он заключил авторский договор с банком Glitnir на использование его песен. Банк обанкротился, а Бубби потерял и впредь потеряет много денег. Как и мой товарищ, он успел купить в кредит дорогой джип и большой дом».

МОЛДОВА. В соседней с Украиной Молдове проблемы пока немного меньшего масштаба. «До кризиса соотношение между стоимостью моей пшеницы и соляркой было 1 к 3, сейчас к тридцати. Если весной белорусский трактор стоил $27 тысяч, а сейчас — $37 тысяч , то как в таких условиях можно выжить? — вопрошает фермер из Резинского района Молдовы Николай. — Полостью свое хозяйство я не закрыл, но отказался от микрофермы на сотню голов. Сейчас осталось лишь штук 15-20 поросят. У меня сыновья в Америке и в Испании, они мне помогли — $10 тысяч подбросили. Вот я этими деньгами и затыкаю дырки в своем фермерском бюджете».

НЕ ПИШИТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ «ПО СОБСТВЕННОМУ»!

На рынке сейчас появляется много свободной рабочей силы. Людям сокращают зарплаты, отправляют в неоплачиваемые отпуска, а то и просто увольняют. В такой обстановке работнику нужно быть очень внимательным.

С одной стороны, нужно показать, что умеешь и, главное, хочешь работать, пусть и наплевав на нормы КЗОТа о 8-часовом рабочем дне, не дерзите начальству. Осторожно относитесь к предложениям новой работы, особенно к каким-то новым проектам. Не факт, что они выживут в нынешней ситуации.

С другой стороны — нужно знать себе цену на случай, если работодатель попробует вам снизить зарплату. Постоянно мониторить рынок труда по своей специальности, понимая, куда и на какие деньги можно уйти. Если мониторинг показывает, что ваша отрасль — «мертвая» и везде идут массовые сокращения (как сейчас, например в банках, инвесткомпаниях, на стройках и в металлургии), то подумайте, чтобы согласиться на урезание. Если нет — стойте на своем. В данном случае предложение работодателя это блеф (такое более чем возможно, потому как кризис пока коснулся лишь некоторых отраслей, но снизить затраты на персонал «под шумок» могут попытаться и вполне успешные компании). И вообще помните — профессионалы всегда будут в цене. Объясняйте работодателю простую истину — на потере с трудом собранной команды он потеряет куда большие деньги и окажется у разбитого корыта, когда кризис наконец-то схлынет.

Если же дело доходит до увольнения по инициативе работодателя, не соглашайтесь писать заявление «по собственному желанию». Настаивайте на записи в книжке или «по сокращению штатов», или "по соглашению сторон». В первом случае фирма должна за два месяца предупредить об увольнении и выплатить выходное пособие в размере до 2-х месячных зарплат, а при обращении на биржу труда сразу (по окончании действия выходного пособия) назначат пособие на три месяца по безработице в размере 70% вашей зарплаты, но не более среднего уровня по городу (в августе по Киеву было 3110 грн.). В случае увольнения по соглашению сторон — выходное пособие не светит, но зато на бирже будут платить тоже 70% от вашей зарплаты первые три месяца. Ну, а при записи «по собственному» не положено ни выходного пособия, ни помощи по безработице в первые три месяца.

Источник: "Сегодня"