ОСАГО насильно становится самым популярным видом страхования

В конце 2007 г. на рынке страховых услуг произошло два наиболее резонансных события. Одним из них является отмена контроля со стороны Госфинуслуг по формированию и размещению резервов страховых компаний по страхованию, отличному от страхования жизни. Гендиректор ЛСОУ Наталья Гудыма считает, что такое решение «несет угрозу финансовой устойчивости страховому рынку в целом, так как нарушается принцип диверсификации рисков страховых компаний и возникает опасность невыполнения страховщиками своих обязательств».

Другим значительным событием для страхового рынка стало введение обязательного контроля наличия полисов страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Соответствующий приказ и.о. министра МВД был зарегистрирован 4 декабря в Минюсте. За отсутствие полиса с начала 2008 г. работники ГАИ получили право штрафовать автовладельцев, в связи с чем уже первого января на дорогах наблюдалось большое количество гаишников. Однако при всем этом последние не спешат страховать.

Страховые компании одобрили такое нововведение в связи с ростом числа ДТП. Как информирует Лига страховых организаций, показатель ДТП в Украине составляет 30% (в Европе – 10-11%), а количество проданных автомобилей в 2007 г. выросло, по предварительным подсчетам, на 45% по сравнению с предыдущим. ЛСОУ акцентирует внимание на неудовлетворительной подготовке водителей, из-за чего прогнозируется дальнейший рост аварий и связанных с ними травм.

В результате увеличения растут суммы страховых возмещений, компенсировать которые должно увеличение количества проданных полисов. Размер страховой премии зависит от статуса юридического или физического лица, вида транспорта, объема двигателя, региона, в котором транспорт зарегистрирован, а также от стажа вождения. Страхование ответственности неограниченного количества людей, которые эксплуатируют одно транспортное средство, обойдется приблизительно в 200-250 грн. в год, страхование ответственности одного человека, который управляет несколькими транспортными средствами, обойдется раза в полтора дороже. Категория льготников, оплачивающая 50% стоимости полиса, включает пенсионеров, инвалидов 2 группы, лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и участников ВОВ. Не предусматривается страхование ответственности автовладельцев - участников боевых действий и инвалидов первой группы.

Пока что размер штрафа за отсутствие договора ОСАГО составляет всего 17 грн., однако ЛСОУ считает, что эта сумма должна быть увеличена в несколько раз. Также, по словам Президента Лиги А. Филонюка, срок действия минимальных полисов ОСАГО должен возрасти с 15 дней до трех-шести месяцев. Иначе водители, купив полис с 15-и дневным сроком действия, имеют право ездить с полученным при этом стикером целый год.

Введение контроля за наличием полисов «автогражданки», по подсчетам страховщиков, должно увеличить объем данного рынка, по разным оценкам, до 1,5-2,5 млрд. грн. в 2008 г. Однако для этого страховые компании должны позаботится об условиях обслуживания возросшего количества страхователей. Например, нанять новых сотрудников или начать реализацию полисов через отделения банков, с которыми постоянно сотрудничают, как это делает СК «Украинский страховой альянс».

Еще одной проблемой в сфере автострахования, на которую обратила внимание Лига в декабре, является рекламная акция некоторых страховых компаний - "КАСКО за 1 гривню". Как считает А. Филонюк, заниженная страховая премия свидетельствует о стратегии компании занижать и размер ущерба при наступлении страхового случая, поэтому необходимо проверять выполнение такими страховщиками своих страховых обязательств.

В Интернете рекламных объявлений «КАСКО за одну гривню» почти нет. Поэтому вычислить, какие именно СК имела в виду Лига, нам не удалось. Нашлись только две вариации на эту тему: 1) компания «Хюндай Моторс Украина» с 1 по 31 декабря проводила акцию «Країна любить своїх героїв» - каждому покупателю Hyundai Tucson в подарок предлагался полис страхования КАСКО от компании «Краина» за 1 грн.; 2) СК «Княжа» предлагает до 28 февраля при приобретении полиса КАСКО (со скидкой) получить за одну гривну страховку от несчастного случая на 10 тыс. грн. и подарок от компании.

Кроме проблем в сфере автострахования, при участии ЛСОУ в конце года проводились обсуждения особенностей развития сельхозстрахования, страхования ядерных рисков.

На заседании комитета аграрного страхования Лиги обсуждался проект Закона "О страховании в сельском хозяйстве". Представители СК проголосовали за утверждение минимальных тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур по программе субсидирования, что должно позволить более полно возмещать убытки и рационально распоряжаться бюджетными средствами. Также ЛСОУ планирует работать с проектом закона "О страховании в сельскохозяйственном секторе" с новым Кабинетом министров.

Тема страхования ядерных рисков была затронута в связи с ожидаемым ростом емкости данного рынка в 1,5 раза в 2008 г., с 30 до 45 млн. дол.. Как сообщает ЛСОУ, украинские СК активно сотрудничают с иностранными компаниями как по страхованию украинских ядерных объектов, так и так и по перестрахованию таких объектов в других странах в рамках работы Ядерного страхового пула.

Усиление фактора техногенных и природных катастроф в развитии украинского страхового рынка было отмечено на III Международной научно-практической конференции "Мировые тенденции формирования и развития страхового рынка: национальный аспект". Страхование в Украине, как прозвучало в выступлении А. Филонюка, имеет большой потенциал, хотя и не является достаточно востребованным, особенно инвестиционное и страхование жизни. Не смотря на это, «рынок сохраняет стабильную положительную динамику, и, по прогнозам Лиги, ежегодно будет увеличиваться более чем на треть».

Татьяна Фертикова Источник: "ЭН-Консалт"