Ипотечный кризис «добивает» строителей

Финансовый кризис на строительном рынке Украины, который, по мнению экспертов, завершится не ранее второй половины 2010 года, существенно снижает инвестиционную привлекательность компаний этой отрасли — то есть интерес к ним со стороны потенциальных инвесторов.
Украина в списке жертв

Уже не первую неделю эксперты всего мира констатируют, что мировой финансовый кризис, панацеи от которого пока не знает даже главный его виновник в лице США, непременно прокатится взрывной волной не только по Европе, но и по странам постсоветской эпохи развития. Аргумент настолько прост, насколько и убедителен: американские банки, которые являлись главными донорами финансовых учреждений практически всех стран, находятся на грани банкротства, сообщают "Вечерние Вести".

Эту аксиому, в частности, уже подтвердило руководство России, которое готово минимизировать вероятные последствия нестабильности в золотоносных сферах деятельности выделением из госбюджета сотен миллиардов рублей. В нашей стране дела обстоят намного хуже: денег на покрытие финансовых рисков в казне нет. И самое печальное, что сложившуюся ситуацию не компенсирует даже оптимизм наших политиков, которые публично надеются на традиционный славянский авось.

Неудивительно, что первой под гусеницы финансового дефицита легла строительная отрасль, так как коэффициент ипотеки на возведение жилья значительно превышает кредитные операции по всем вместе взятым направлениям. Правда, в начале строители пытались завуалировать реальную угрозу падения рынка традиционным летним застоем в сделках кули-продажи недвижимости. Но осень похоронила последние надежды. Продаж по-прежнему нет! Масла в огонь подливают мировые эксперты, которые свидетельствуют, что все эти неприятности — только цветочки. Ягодки — впереди.

Фантомы — вверх брюхом

Проверку боем, которую устроил ипотечный кризис отечественному домостроению, первым делом не выдержали государственные строительные компании, привыкшие за эпоху всенародной собственности к бесплатным земельным участкам, финансовым льготам и многоуровневому чиновничьему покровительству своей деятельности. При первом же ударе по финансовому рынку всплыла одна простая истина: государство и бизнес — понятия несовместимые. Для того чтобы данная формулировка приобрела истинный, более глубокий, чем слова, смысл, стоит немного взглянуть в историю формирования представлений о государственном присутствии в рыночной экономике. Для контроля наиболее лакомых рынков и усмирения дерзких бизнесменов, как правило, чиновники создавали государственные акционерные холдинги. Затея выглядела для предпринимателей многообещающе: страна бесплатно давала землю и дармовые кредиты. В итоге частные застройщики, удостоенные великой чести войти в состав холдинга, всегда были с заказами, получая хоть и небольшую, но стабильную прибыль. Их мало волновало, что основные дивиденды от их работы доставались государству. Главное — они были гарантированно защищены от конкуренции.

Пришел 2008 год, и ситуация кардинально поменялась. Изменения в действующем законодательстве одновременно лишили всех участников строительного рынка (в том числе и с государственной долей собственности. — Прим. авт.) всех благ: хочешь получить землю — участвуй на общих основаниях в аукционах, финансовые льготы — в тендере. Земли — нет, льгот — нет, спроса — нет. Есть лишь задолженности перед подрядчиками, которые, не будь дураками, мгновенно позабыли о былой дружбе.

Просто пустышка

Примечательно, что большую часть холдингов-«фантомов» (или их корпоративных прав. — Прим. авт.) после вступления финансового кризиса в свои права резко выбросило на продажу именно государство. Если говорить о ХК «Киевгорстрой», еще на заре 90-х ее уставной фонд был сформирован из символических миноритарных пакетов акций вместо реальных активов (парка строительной техники и прочих мощностей. — Прим. авт.).

Большинство предприятий, ошибочно считающихся бизнес-единицами холдинга, в действительности оказались лишь его ассоциированными членами, на которых «Киевгорстрой» не имеет ни корпоративного, ни административного влияния. «Это просто структура, по своим функциям напоминающая объединение предприятий для представительских целей: «Киевгорстрой» может выполнять координирующую функцию, но на хозяйственную деятельность никоим образом не влияет», — характеризует ситуацию аналитик компании «Укрбизнесконсалтинформ» Анна Корниенко. Ситуация усугубляется еще и тем, что контрольные пакеты акций предприятий, в которых «Киевгорстрой» является миноритарным акционером еще со времен экс-мэра Киева Александра Омельченко, находятся в собственности частных инвесторов. Некоторые из них на протяжении нескольких лет постепенно размывали пакет холдинга в строительных предприятиях и продолжают это делать сегодня.

В итоге, вопреки распространенному мнению, холдингу не принадлежит даже то здание, в котором расположен его центральный офис. К реальным активам «Киевгорстроя» можно отнести разве что шесть дочерних предприятий, которые, правда, опять же, владеют не производственными фондами, а объектами социальной инфраструктуры, например, общежитиями, которые в течение долгих лет приходится держать у себя на балансе, пока жильцы метр за метром вполне законно приватизируют занимаемую жилплощадь.

Кто больше?

Эксперты также сомневаются в том, что к перечню ликвидных активов «Киевгорстроя» можно отнести землю, которую холдинг получил под застройку. По мнению бизнес-консультанта Дмитрия Ковалева, «при нынешних рыночных ценах на землю (3 млн долл. за 1 га. — Прим. авт.) инвестор сможет заработать примерно 5,5% годовых на инвестированный капитал. Однако при официальных показателях нестабильности украинской валюты западные инвесторы считают привлекательными перспективы доходности на уровне 34—36% годовых». Разница в цифрах понятна даже школьнику. Учитывая же прогресс финансового кризиса, просчитать вероятные успехи деятельности «Киевгорстроя» попросту невозможно. «В данном случае к стоимости активов применяется дополнительная скидка за проблемный бизнес», — уверен эксперт.

Солидарен с ним и доктор экономических наук Александр Мендрул. «Учитывая глубину и динамику нарастания отраслевого кризиса в строительстве, существующий потенциал «Киевгорстроя», по всей видимости, позволит компании пережить кризис и погасить свои обязательства. Но и только! Перспективы же на посткризисный период зависят от того, будут ли реформированы структуры собственности и управления холдингом. Нужно понимать, что инвестиционная привлекательность объекта стремительно падает, и вряд ли найдутся желающие заниматься реабилитацией этого бизнеса в условиях прогрессирующего кризиса ликвидности в строительном секторе экономики. Поэтому в интересах нынешних собственников вначале необходимо предложить вероятным покупателям такие условия, которые дадут «Киевгорстрою» шанс выжить и восстановить конкурентоспособность на рынке. В противном случае холдинг либо погибнет, либо, если улыбнется удача, все-таки обретет нового, привычного к работе в рыночных условиях собственника, который согласится вложить в этот рисковый актив хоть какую-то сумму».

Источник: city24.ua